Госдума приняла закон о финансовом омбудсмене

24 мая 2018

Сегодня Государственная Дума приняла в третьем (окончательном) чтении законопроект, согласно которому в РФ вводится институт уполномоченных по правам потребителей финансовых услуг, который на безвозмездной основе будет заниматься досудебным урегулированием споров между физическими лицами – потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями.

Проект закона был принят в первом чтении еще в 2014-м году, с тех пор шла его доработка. Основные разногласия касались вопроса финансирования этого института, который, как считали эксперты, будет стимулировать наложение финансовых санкций на участников рынка.

Во втором чтении он был одобрен лишь вчера – 23 мая. И вот сегодня закон был принят в окончательном варианте.

Документом предусматривается учреждение Службы финансовых уполномоченных по правам потребителей услуг финансовых организаций, устанавливается статус финансового уполномоченного.

В соответствии с ним Главный финансовый уполномоченный назначается сроком на пять лет советом директоров Центрального банка РФ по представлению председателя Центробанка, согласованному с президентом страны.

Финансовые уполномоченные в сферах финансовых услуг назначаются советом директоров ЦБ по предложению главного финансового уполномоченного сроком также на пять лет.

Реестр организаций, обязанных взаимодействовать с финансовым уполномоченным, будет вести Центробанк.

Финансовый омбудсмен будет рассматривать обращения граждан в отношении финансовых организаций, включенных в соответствующий реестр, о взыскании денежных средств, при условии, что сумма спора не превышает 500 тысяч рублей, а также нарушения, допущенные страховщиками.

При этом финансовый уполномоченный не будет рассматривать дела, по которым ведется процедура медиации или по которым уже принято решение суда.

Клиенту – физическому лицу помощь будет оказываться бесплатно, а само обращение может быть подано как на бумажном носителе, так и в электронном виде (в том числе, через МФЦ). По результатам рассмотрения обращения финансовый уполномоченный принимает решение, которое вступает в силу по истечении десяти рабочих дней после его подписания.

Если финансовая организация не исполняет решение финансового уполномоченного, то он выдает клиенту – физическому лицу удостоверение, являющееся исполнительным документом.

Решения финансового омбудсмена также можно обжаловать в суде.

Законопроект предполагает поэтапное введение разрешения споров граждан с различными финансовыми организациями.

Через 90 дней после подписания закона вступают в силу его основные положения, а через 270 дней созданные институты уполномоченных по правам потребителей финансовых услуг вступают во взаимодействие со страховыми организациями – сначала по договорам ОСАГО и КАСКО, позднее по иным видам страхования.

С 1 января 2020 года к системе присоединятся микрофинансовые организации, а с 1 января 2021 года – кредитные потребительские кооперативы, кредитные организации, ломбарды и негосударственные пенсионные фонды.